Fashion & more


Made in Kazan

В тренде: Девяностые в новом прочтении

Пожалуй, тенденция на 90-е не оставит равнодушным никого – ни модника с соседнего подъезда, ни fashion-икон с красных дорожек, ни именитых стилистов, ни офисных сотрудников.

Чем они привлекают ведущие модные дома и всех fashionista мира? Разбираемся вместе с казанским стилистом Алёной Мельниковой на примере уличной моды 1990-х и завершившегося недавно сезона Mercedes-Benz Fashion Week Russia.

Тренд на 90-е - один из самых неоднозначных и спорных, что делает его ещё более привлекательным. Так в чём его феномен и почему его все хотят?

Как и в то время, сейчас на моду большое влияние оказывает музыка. В конце восьмидесятых – начале девяностых советская молодёжь, поддавшись веянию Запада, повально стала увлекаться модными тогда танцами. Именно тогда стал популярен брейк-данс и появились культовые отечественные команды танцоров – «Jam Style», «Da Boogie Crew» и другие.

Примерно в то же время, в 1984 году, подобно тому, как из гетто Нью-Йоркского Гарлема начали заявлять о себе рэперы, появились и первые hip-hop- и rap-исполнители. Лично я помню, как в школах стали открываться танцевальные кружки по хип-хопу, и все мальчишки стремились туда попасть, а потом на переменах рисовались перед девчонками. И все хотели танцевать хип-хоп. 

Конечно, для того, чтобы танцевать brake-dance или hip-hop нужна свободная и стильная одежда – так начал формироваться ненавистный бабушками у подъезда уличный стиль, и многие стали гоняться за заветными «тремя белыми полосочками» - костюмами и кроссовками Adidas. 

Помимо хип-хоп и рэп-культуры, в 1990-е дискотеки захлестнула волна электронной и хаус-музыки. И это вновь сказывается на одежде – девушки виртуозно миксуют кроп-топы со спортивными брюками, особо смелые примеряют на себя подчёркнуто агрессивные ботфорты, кто-то экспериментирует с одеждой из лаковой кожи или из винила. 

И что же мы видим теперь? Приятным камбэком с лёгкой долей ностальгии девяностые взрывают умы нынешней молодежи. Но мы слышим лишь отголоски той давней моды. Почему? Удобство сейчас должно быть мега-стильным, и даже с претензией на люксовость, а не с вещевого рынка с китайской или турецкой одеждой, как это было в период дефицита в 90-х, когда мы примеряли одежду, стоя на картонке. 

Поэтому, для того, чтобы радовать новое подрастающее поколение (как правило, это 16-25 летние, не заставшие тяжёлую эпоху 90-х с дефицитом одежды и денег), подключаются ведущие модные дома и делают моду в стиле 90-х, но с элементами luxury – создают одежду из хороших и качественных тканей, привлекают в рекламные кампании молодых и амбициозных моделей, приглашают на показы тех, кого раньше приглашать не было принято.

К примеру, рэпер A$AP стал лицом новой рекламной кампании Dior. Этот же модный дом сотрудничает с актером Рами Малеком и Боем Джорджем. Ещё лет 10 назад такую картину в fashion-индустрии представить было невозможно.

Модные показы из привычного прохода моделей в красивых нарядах превращаются в яркие fashion-show. Dolce & Gabbana ловят хайп и удивляют публику дронами, вылетающих на подиум с сумочками; креативный директор Chanel Карл Лагерфельд устраивает показы на фоне водопадов или в скандинавском лесу; Gucci выдал моделям копии их голов, которые те несли в руках вместо сумок.

Подрастающее поколение требует необычности. И модные дома вынуждены подстраиваться под вкусы и потребности молодёжи. Jimmy Choo создает обувь в коллаборации с демократичным Off-White; Chanel делает одежду совместно с Adidas, потому что понимает, что молодая девушка 16-ти лет вряд ли наденет на себя костюм из твида. 

Первые ряды на модных показах уже зарезервированы не для «заслуженных» звёзд шоубиза или примадонн, как это было пару лет назад, когда я впервые посетила Mercedes-Benz Fashion Week Russia, а для молодых insta-блогеров с целевой аудиторией фолловеров. Видимо, российские дизайнеры тоже осознали важность привлечения молодой аудитории. 

Кумиры нового поколения. Кто они?

Прелесть подрастающего поколения Z (родившегося примерно с 1997 года) в том, что они растут прагматичными и очень рационально подходят к приобретению одежды - их сложно поймать на эмоции, как это было с миллениалами, которым сейчас примерно 27-40 лет. 

Одежда «поколения гаджетов» во многом перекликается с эстетикой 90-х: как и в то время, в одежде важна практичность, удобство и свобода самовыражения. Их кумиры сейчас – певица Luna, создающая музыку в стиле диско 90-х и депрессивные trip-hop-треки; Feduk, напоминающий «того парня с соседнего подъезда», в которого влюблялись все девчонки двора.

Икона стиля для них – Джиджи Хадид, которая не боится экспериментов и смело миксует классический костюм с худи и кроссовками. Такое поколение вполне может позволить себе носить носки Vetements или джинсовку Balenciaga. 

Тренд на девяностые, безусловно, является одним из самых неоднозначных и вызывает множество споров. Взрослое поколение панически боится повторения «девяностых» с обвалами финансовых рынков, перманентным кризисом и процветающим бандитизмом. Но сейчас относительно спокойное время, и мы, несмотря на всю значимость и серьёзность моды, можем относиться к ней с долей иронии и создавать свой собственный стиль без боязни быть непонятым.  

Фото: Дмитрий Чумаков, vk.com/breaks_com, from-ua.com, fishki.net, medialeaks.ru, esquire.ru