Fashion & more


Made in Kazan

Что не так с модой Казани?

Мы решили рассказать, как устроена мода Казани изнутри, с позиции людей, которые каждый день «варятся в модном котле».

Сейчас мода – это уже не только красивая картинка в глянце, а одна из самых влиятельных и стремительно развивающихся сфер и очень серьёзный бизнес. И, подобно тому, как в восьмидесятых все стремились стать экономистами, финансистами и музыкантами, а в нулевых устремились в программирование, сейчас мы наблюдаем развитие модной индустрии – люди бросают стабильные должности в компаниях и уходят во фриланс заниматься творчеством, и, словно после дождя, появляются дизайнеры, стилисты, художники. Читайте в нашем обзоре изнанку модной индустрии Казани.

О дизайнерах

В Казани, да и, собственно, как и во многих других регионах, за громким названием «Дизайнер» скрываются некие «творческие» личности, которые, сидя дома, однажды решили начать шить. Чаще всего это избалованные «мамочки-в-декрете». Качество создаваемой одежды такими дизайнерами оставляет желать лучшего. А об актуальности фасонов можно и вовсе забыть – уж очень чувствуется провинциальный дух и отсутствие вкуса.

Нам крайне непонятно одно: почему девушки или женщины, худо-бедно умеющие делать простые стежки на машинке, громко называют себя дизайнерами? Они швеи, монетизировавшие своё хобби. А хороший дизайнер и модельер должен знать все процессы создания одежды – от идеи и зарисовки на бумаге до её воплощения в жизнь. И если что-то пойдёт не так, должен уметь решить любой вопрос, связанный с производством. Думаем, что все проблемы от недостатка образования в сфере дизайна и шитья – со скромной корочкой училища по специальности «Швея» и без воспитания вкуса далеко не уедешь.

У большинства местных дизайнеров нет элементарных знаний о создании коллекций – показы-то они устраивают чуть ли не каждый сезон, а вот концепт представляемой одежды не продуман и нет конкретной проработанной стилистики.

Вообще, со стороны это напоминает своеобразную тусовку, воспитанную на вкусах вещевых рынков 90-х и торговых центров в спальных районах, в которой продают то, что будут покупать недальновидные потребители. Как говорится, пипл схавает. А что, нанесли национальный принт на китайский свитшот – и, вуаля, колоритная одежда с национальной изюминкой готова. А покупают её по цене, превышающий себестоимость раз в 5, а то и в 7, если не больше. Большинство из них занимается простым копированием именитых мировых модельеров и модных домов, даже не пытаясь внести что-то своё, аутентичное. 

Нам часто пишут начинающие дизайнеры с просьбой опубликовать о них интервью. Но когда дело доходит до вопроса «Расскажите, что вас вдохновляет и какова основная идея создания ваших изделий?», и мы слышим удивлённое «А что, всё ТАК серьёзно?», мы вынуждены отказывать таким дизайнерам.

Нет, безусловно, в Казани есть хорошие дизайнеры одежды, но количество их катастрофически мало и пересчитать их можно по пальцам одной руки. Местная мода делает робкие шаги на пути к открытию новых имён, и хорошее начало этому положил Open Space Market – отличная площадка для продвижения как начинающих, так и опытных дизайнеров. И всё-таки, побывав там, можно отметить, что большинство работ дизайнеров однообразны, скучны и неинтересны. Не хватает фантазии и того самого «изюма».  Но если количество дизайнеров растёт в геометрической прогрессии, значит, это кому-то нужно.

О модных показах

Ни для кого не секрет, что для успешного продвижения своей одежды необходимо организовывать fashion-мероприятия – показы.  Явление это не ново и весьма актуально особенно в столице, где концентрация дизайнеров на один квадратный метр значительно превышает периферийную. 

Но если кому-то из местных вполне хватает для продвижения упомянутого ранее Open Space Market-а, то некоторые особо творческие «передовики производства» впадают в крайности и устраивают мероприятия с пафосным названием «модное дефиле», он же «модный показ», совершенно не понимая сути и целей события. Сравнивая региональные показы со столичными, понимаешь, что здесь вообще слишком много «НЕ» - дизайнеры не вкладывают смысла своим коллекциям, не продумывают образы моделей для подиума, не подбирают качественный саунд, не нанимают режиссёров и стилистов для постановки дефиле, руководствуясь мультяшным лозунгом «И так сойдёт» и надеясь на авось, небрежно махая рукой. Например, на некоторых показах были замечены ценники на одежде и обуви, или неприлично бледные в синяках и царапинах ноги моделей, а такие непродуманные мелочи чаще всего и создают общую атмосферу мероприятия и впечатление в целом.

Некоторые бренды и дизайнеры тратят слишком много сил, времени и денег на проведение больших показов, чаще всего организуемых для постоянных клиентов и поклонников творчества, приглашая для освещения в соцсетях местных расписных блогеров. Может быть, в каких-то случаях ограничиться презентацией одежды в своём шоу-руме и устроить уютный закрытый междусобойчик? А делать показ ради показа в некоторых случаях опрометчиво. 

О стилистах и цветотипах

Стилистов в Казани развелось.. Куда ни плюнь – наткнёшься на стилиста. Здесь процветает уникальная каста стилистов-цветотиперов, прилично на этом зарабатывающих, между прочим. Если вам некуда деть лишние 5-7 тысяч рублей и вы привыкли сорить деньгами, то вам сюда – за определением цветотипа.

Для тех, кто не в теме, нужно внести ясность – определение цветотипа внешности – это такая странная изжившая себя система, появившаяся очень давно и эксплуатируемая местными стилистами-имиджмейкерами примерно с конца девяностых по сегодняшний день. Суть её состоит в определении вас как времени года – по их словам, вы можете быть «холодным летом» или «приглушенной осенью», а также прикладывании цветных тряпочек разных оттенков к лицу. Спойлер – таких цветов в магазинах не найдёте никогда.

Некоторые идут дальше и, видимо, выходят на связь с космосом, придумывая ещё более странные методы при работе с клиентами, разделяя их на всевозможных «мягких натуралов», «ярких драматиков» и прочих монстров. Стилисты буквально охапками скупают на различных интернет-ресурсах так называемые «инструменты имиджмейкера» по бешеным ценам и продают такие услуги недалёким клиентам, воспринимающим такой взрыв цвета чем-то экзотическим – вроде как и стилист работает, и вы довольны. По факту получается типичная ИБД – имитация бурной деятельности - и пыль в глаза, за которую потом ещё нужно платить.

Наш совет: бегите, сломя голову, от таких горе-стилистов, работающих по этой устаревшей и не актуальной системе. Ибо как кроме высоких затрат и советов по подбору «индивидуальных» оттенков, которые ну просто невозможно встретить в магазинах, вы ничего не получите.

Если хочется работать с профессионалом, обратите внимание на тех, кто вместо прикладывания платочков к лицу перед зеркалом, учит вас действительно практичным вещам – понять архитектуру тела, разбираться в особенностях фигуры, грамотно сочетать любые цвета в одежде, правильно составлять базовый гардероб, даёт рекомендации по макияжу.

О бесплатности

Если, работая в офисе, вы получали реальные деньги, то в модной сфере, несмотря на её привлекательность, манящий флёр славы и стремительное развитие, вам нужно быть готовым работать за бартер – если это модная съёмка для бутика, в качестве оплаты вам дадут одежду, которая даже на распродажах не продаётся, но «ты ж стилист, придумаешь что-нибудь». Если повезёт и вас пригласят делать съёмку для местного глянца, вас упомянут в издании.

Уходя из офиса и сжигая мосты, сто раз подумайте – а оно вам надо? Здесь как в универе – сначала работаешь на зачетку, потом зачетка на тебя, только зачетка в данном случае – это репутация и имя, зарабатывать которые нужно очень долго и муторно. Первые реальные деньги приходят не скоро, но если приходят, то это круто – работайте, совершенствуйтесь, заводите новые знакомства. Здесь редко работает правило «Любой труд должен быть оплачен». Не нравится - возвращайся в офис и не ной. Ну, или, в крайнем случае, работай стилистом в бутике.

О местном люксе

Про работу в бутиках мы решили написать отдельно и даже провели эксперимент. На всем известном сайте по поиску работы, мы оставили резюме на вакансию «Стилист-имиджмейкер» и ожидали откликов. Результат не заставил себя ждать – мы получили десяток звонков от HR-ов крупных местных ритейлеров, провели сравнительный анализ и вот что из этого получилось.

Отметим сразу, если вы, будучи стилистом-имиджмейкером, наивно надеетесь найти работу по специальности в бутике, у вас ничего не выйдет, потому что туда ищут не стилистов, а продавцов-консультантов. Итак, что вас ожидает: 

- график работы 2/2 или 5/2 с рабочим днём по 12 часов и 10 часов соответственно – переработок вам не избежать, и они не оплачиваются;
- скользящие выходные;
- слишком долгая стажировка – от 1 до 3-х месяцев;
- постоянные обзвоны клиентской базы;
- оформление на работу не с первого дня, т.е. в трудовой книжке запись появится после прохождения стажировки, и не факт, что ты её пройдёшь;
- на время стажировки оформляется какой-то невнятный договор. Мы думаем, что это договор оказания услуг или что-то подобное;
- непрозрачная система начисления заработной платы;
- уровень зарплаты нам так и остался непонятен, т.к. рекрутеры весьма путанно объясняли систему её начисления;
- и самое интересное, что нам показалось как минимум странным - беседа с полиграфологом. Вы что, шутите? В магазин или бутик нужно проходить полиграф? То есть, работодатель как бы намекает на то, что вы станете тайным агентом спецслужб.

Кроме шуток, напрашивается вывод, что на работу в такие места берут граждан, которые не смогут отстоять свои права и априори готовы терпеть такие условия труда.

Если говорить об ассортименте одежды в таких бутиках, то во время Чёрной пятницы, затуманившей умы и сознание многих людей, мы заметили платье за 11 000 рублей, изначально имеющее цену 130000 рублей. Выводы делайте сами, господа. 

Автор: Алёна Мельникова

Фото: vk.com/homodigital, shkolazhizni.ru, yapokupayu.ru, fashionmore.ru